Узб. муз. цивилизация зародилась в Узбекская музыка глубочайшей древности. Об данном говорят монументы вещественной культуры, выявленные на земли Узбекистана. У. м. плотно связана с муз. культурой всей Ср. Азии, но в то же время она углубленно самобытна. В муз. наследстве узб. народа, как и мн. др. народов Востока, отличаются 2 больших пласта — фольклор (т. е. именно нар. творчество) и проф. иск-во устной обыкновения (макомы и др. произв. развитой формы).
В узб. нар. и проф. музыке возможно отметить 4 осн. локальных манеры — хорезмский, бухарско-самаркандский, фергано-ташкентский, Sevara Nazarxon сурхандарьинско-кашкадарьинский. Они явились итогом этнич. общности и подобию социально-экономич. критерий жизни населения тех или же других областей (зон) Узбекистана в минувшие века. Зоны выделяются 1 от иной нек-рыми чертами обстановки, определ. песенно-инстр. жанрами, муз. инструментами. Напр., http://marvarid.net/ в бухарской и хорезмской зонах обширно бытовали макомы, в то время как в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях любимыми были пьесы для домбры и достоны (см. Дастаны), а в Ферганской равнине — разл. песенные жанры с соответствующими для предоставленной территории музыкально-поэтическими особенностями. Самая фергано- ташкентским считается жанр катта-ашула, или же паныс-ашула.
Нар. муз. творчество в собственной базе монодийно. Будучи отблеском жизни и обстановки народа, оно характеризуется многогранностью темы и обилием жанров. В нар. музыке в согласовании с выполняемыми ею функциями имеют все шансы быть уделены, как и у др. народов, 2 группы песен и инстр. пьес: исполняемые в определ. время, при определ. жизненных обстоятельствах и исполняемые в каждое время, автономно от тех или же других событий. 1-ые связаны с ритуалами, трудовыми процессами, торжествами, разл. церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми. Для данной группы свойственно богатство песенных жанров: семейно-обрядовые (свадебные «Ёр-ёр», «Келин салом», «Улан» и др.; похоронные плачи -«Йиги», «Садр»), календарные (обрядовые церемонии вешнего равноденствия «Навруз» и др.), трудовые («Майда» и «Ёзи», поющиеся при молотьбе и сенокосе; «Яргучок»- песни дам у ручной мельницы), колыбельные («Алла»), ребяческие игровые песни и др. Любому из данных песенных жанров большей частью присущи узко-прикладная тема и неизменные «прикреплённые» мелодии. Отд. отличия от осн. темы связаны с лирич. раздумьями или же нравоучениями, а иногда и нотами общественного неповиновения. Песни 2 группы, напротив, выделяются обилием темы. К ним относятся везде исполняемые песенные жанры — терма, кошук, лапар, ялла, ашула.